Конспект целевой прогулки по экологической тропе по территории учреждения дошкольного образования
«Путешествие по изведанным местам»
(старший возраст)
Задачи:
1. Формировать представления о признаках животного и растительного мира.
2. Развивать умения узнавать и называть виды растений, птиц, насекомых.
3. Воспитыватьответственность за состояние природы ближайшего окружения,желание любоваться красотой природы.
Ход прогулки:
Воспитатель дошкольного образования: - Друзья, давайте посмотрим по сторонам! Посмотрим на окружающую нас природу! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, весна! Весной природа пробуждается, радует нас первыми теплыми лучами солнца и пением птиц. Послушайте, как красиво описал Самуил Маршак приход весны:
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Воспитатель дошкольного образования: - Ребята, а какие признаки весны вы знаете, назовите их? (День становиться длиннее, птицы прилетают с юга, трава зеленеет и др.). Очень хорошо, молодцы!
Воспитатель дошкольного образования: - Ну а теперь нам пора отправляться в путь. А путешествовать по изведанным (уже знакомым) нам местам поможет нам карта-схема, на которой указана тропинка. Мы начинаем наш маршрут, включаем кнопку и видим, куда мы проследуем. Наш маршрут горит белым цветом. Выходя из детского сада, мы с вами попадаем на «Рябиновую аллею». Почему наша аллея называется рябиновой (так как на ней растут деревья рябина).
Воспитатель дошкольного образования: - А как мы можем узнать, что это дерево рябина (на дереве растут оранжевые гроздья рябины и оно имеет продолговатые листья).
Воспитатель дошкольного образования: - Правильно. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: - «Если много рябины, то зима будет холодная».
Воспитатель дошкольного образования: - Отправляемся дальше. Ой, сколько здесь бабочек. Проходя по «Рябиновой аллее», мы попали на «Клумбу бабочек». А почему наша клумба так называется? (Она в форме бабочки, на ней растут разные сезонные цветы, которые привлекают насекомых своим ароматом и расскрасом). Какого цвета бабочек вы видите? (Белого, желтого, салатового, пестрого и др.).
Воспитатель дошкольного образования: - А теперь пришла пора поиграть нам, детвора в игру «Передача мяча по кругу».
Воспитатель дошкольного образования:
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Ветерок качает, тихо засыпает.
Воспитатель дошкольного образования: - А мы продолжаем наш путь ипопадаем на островок. А вот на какой, узнаем, отгадав загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель).
Воспитатель дошкольного образования: - Правильно, мы попали на «Еловый островок». Посмотрите на эти деревья. Какие они? (Большие и маленькие, с короткими иголками и др.). Ель – хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. Скажите, а какое дерево здесь еще растет? (Сосна). Правильно, посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)
Воспитатель дошкольного образования: - Они одинаковые? (Нет, разные)
Воспитатель дошкольного образования: - Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
Воспитатель дошкольного образования: - А с каких они деревьев? (С ели и сосны)
Воспитатель дошкольного образования: - Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
Воспитатель дошкольного образования: - Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они. (У ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)
Воспитатель дошкольного образования: - А теперь нам на месте не стоится будем мы поиграть и веселиться.
Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.
Проводится игра: дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Водящий убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся ребенок без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.
Воспитатель дошкольного образования: - Молодцы, замечательно мы поиграли, но я что-то слышу, кто-то поет, заливается. Давайте пойдем дальше и посмотрим, кто это. Кто это поет? (Соловей) Мы попали с вами на «Птичью столовую»Устали? Давайте посидим, отдохнём. (Присаживаются на скамеечки). Прислушайтесь!
Как тихо вокруг нас стало.
Шуметь природа устала –
Ребята и те присмирели,
Слышны лишь только, птичьи трели.
(Звучат голоса птиц). Как красиво поют птицы. Каких вы птиц знаете?
Мы в скворечнике живём.
Песни звонкие поём.
Кто это? (Скворцы) Скворцы живут где? (В скворечниках). Они живут парами. Мама и Папа. А вот и их скворечники. (Воспитатель дошкольного образования выкладывает обручи). А вы, ребята, скворцы. (Дети надевают маски птиц воробьев).
(Проводится игра «Попрыгунчики воробушки»).
Воспитатель дошкольного образования: - А пока мы идем дальше…, отгадайте загадки:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.
Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному
животику.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
Воспитатель дошкольного образования: - А мы с вами пришли на «Дикий луг». Наблюдение начинается з верша Я. Коласа “На лузе”.
Добра ў лузе ў час палудны!
Лёгка там дыхнуць!
Хмаркі белыя марудна
За лясы плывуць.
Ветрык краскі чуць калыша,
Травышалясцяць,
Лугзялёныжыццемдыша —
Конікітрашчаць.
Ў лозах шчэбет не сціхае,
Шум стаіць і свіст,
Ў яркім бляску спачывае
На ракіце ліст.
Спевам-гоманам і звонам
Поўніцца ўвесь луг,
I дрыжыць над ім, зялёным,
Жыватворчыдух.
Давайте опишем луг, какой он? (Зеленый, красивый, багатый на насекомых и др.)
Воспитатель дошкольного образования: - На лугу, как мы узнали, отгадав загадки, растут луговые цветы. Назовите, какие луговые цветы вы знаете? (Ромашка, василек и др.)
Воспитатель дошкольного образования: - И последняя наша станция – это «Плодово-ягодный сад». Какие деревья и кусты здесь вы видите? (вишня, черная смородина, груша). Станавісь хутчэй у карагод заклікае гульня “Грушка” пагуляць. (Праводзіцца беларуская народная гульня-карагод “Грушка”).
Воспитатель дошкольного образования: -И прошли мы с вами полседнюю станцию и вот наш детский сад. Скажите, какой станции, что вам понравилось? (На «Клумбе бабочек» рассматривать бабочек, на «Еловом островке» играть с шишками, на «Птичьей столовой» слушать пение птиц и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2019 г.
- Картатэка“Беларускіх народных гульняў”
- Картатэка “Мастацкага слова”
- Картотека «Подвижных игр»
разгарнуць » / « згарнуць