ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- готовность познавательных функций;
- готовность руки к овладению письмом;
- социальную готовность.
Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.
Мотивационная готовность к обучению
Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском саду?" Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую привлекательность).
Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.
Волевая готовность к обучению
К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.
Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оценивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Готовность познавательных функций
Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).
Готовность руки ребенка к овладению письмом
Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тонкая моторика). В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.
Социальная готовность
Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.
Развитие пространственных представлений
Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.
Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; делать из проволоки; рисовать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять эти движения на чистой бумаге, обмакнув палец в краску.
Развитие речи
Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.
На развитие речи сильно влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, составлению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок (комиксы). Ребенок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для тренировки навыков обобщения и выделения существенных признаков полезна игра "сходство и различие". Если ребенку трудно, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для получения положительного результата, такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими им людьми. Самое дорогое, что мы можем подарить ребенку, - это посвящаемое ему время.
педагог-психолог Мацко Т.И.
учитель-дефектолог Дырда С.Б.
разгарнуць » / « згарнуць